Плюсы и минусы Российского высшего образования
Я учился в Московском Авиационном Институте с 2012 по 2016 год на факультете прикладной математики и физики, на кафедре прикладной математики и информатики. За время учебы я понял, что такое универ, как он работает, что такое учеба, как правильно учиться и как сдавать сессии.
В данной статье я попробую подытожить 4 года обучения в университете и сказать, что я считаю является плюсами Российского образования, а что -- минусами.
Справедливости ради, следует отметить, что Российское образование не настолько плохое, как может показаться некоторым: тесное общение с международными студентами из Европы показывает, что многие даже самые глупые Российские студенты намного лучше ориентируются в общих вопросах, нежели среднестатистические Европейские студенты. Однако об этом факте я подробно расскажу в одной из последующих статей.
Минусы Российского образования
Начать свой рассказ хочу с наболевших проблем, с которыми многие студенты сталкивались в ходе всего процесса их обучения в Московских университетах.
На мой взгляд, одно из самых неприятных в университете — отношение к студентам как со стороны преподавателей, так и со стороны администрации. К сожалению у всех преподавателей, которым далеко за 50, вырабатывается, на мой взгляд, неправильное отношение к студентам. Они буквально считают себя выше и лучше любого студента. Такое отношение недопустимо в университете и сильно снижает работоспособность и усваиваемость материала у студентов. Дело иногда доходит до того, что профессорам становится абсолютно все равно понимают ли студенты предмет/лекцию или нет, для них главное -- отчитать лекцию, провести семинар и пойти заниматься своими делами.
Отдельного внимания заслуживает университетская учебная программа. Конечно, не все университеты имеют большие проблемы с программой, однако подавляющее большинство студентов все-таки сталкиваются с определенными проблемами. Очень сложно каким-либо конкретным образом сказать, чем программа плоха, но, наверное, самым большим минусом является тот факт, что нельзя выбрать те предметы, которые лично для вас интересны. На моей практике было такое, что меня интересовали несколько другие предметы, нежели те, которые были записаны у меня в программе, но поменять или добавить их было невозможно. Из-за этого студенты не только не занимаются тем, что им реально интересно, на что они могли бы потратить большое количество времени, но также не разбираются полностью в тех предметах, в которых они обязаны разобраться по программе.
Непосредственно из того факта, что студент не имеет права выбирать те предметы, которые его интересуют, университеты обязывают студентов учить огромное количество предметов, дабы покрыть все возможные области специализаций. Такой подход без сомнения имеет право на существование, однако, в силу обильности достаточно сложного материала, студенты физически не имеют свободного времени для занятия спортом, хобби или какой-то общественной деятельностью. Такая занятость, в свою очередь, ведет к ухудшению здоровья у студентов.
Следующий пункт относится в основном к физико-математическим специальностям, а также тем специальностям, которые относятся к разделу Computer Science.
В силу сложности, абстрактности и обильности материала в математических и физических дисциплинах, профессора не могут/не успевают/не умеют объяснить материал на должном уровне: качественно, полно и понятно. Кто-то может сказать, что надо больше заниматься дома, чтобы понять материал, но вы в любом случае будете много заниматься дома, если хотите разобраться в теме, а не подготовиться к контрольной. В общем, если бы преподаватели умели доносить материал так, чтобы хотя бы 80% было понятно, то учиться было бы намного легче.
Плюсы Российского образования
К сожалению, я не могу выделить много плюсов Российского образования, но один плюс очень сильно выделяет Россию среди других стран: сложность и глубина разбираемого материала.
Пообщавшись с многими иностранцами и посмотрев программы вузов, я могу сказать, что Российская техническая и финансово-экономическая школы на порядок сильнее 99% иностранных вузов. Также необходимо учесть, что Российские программы основаны больше на теоретической части, нежели на практической. Кто-то скажет, что это недостаток, однако это далеко не всегда так. При теоретическом подходе, человек понимает логику построения предмета, что откуда получается и зачем оно вообще все нужно. Конечно, это не означает, что практика не нужна, она, бесспорно, является важнейшим звеном, но при хорошей теоретической подготовке, студент, инженер, ученый могут проанализировать и получить намного больше результатов. Следует также отметить разницу, что “практика” учит людей “решать проблемы”, в то время как “теория” позволяет “предотвратить их возникновение”.
Сложность Российской технической школы, например, можно увидеть сравнив иностранные учебные пособия и Российские. Многие темы, которые разбираются на физических и математических специальностях на бакалавриате в Российских университетах, вынесены в магистерские и аспирантские программы в иностранных университетах.
Система оценивания студентов в большинстве Российских вузов также приятно отличает Российские вузы от иностранных: во многих вузах до сих пор придерживаются советской устной системы сдачи экзаменов. В то время, как весь мир давно уже перешел на тестовые варианты оценивания знаний студентов, во многих Российских вузах до сих пор используют старый, проверенный метод устного экзамена, когда каждый студент лично общается с преподавателем, который оценивает знания каждого студента индивидуально. Такой подход имеет свои определенные минусы, например предвзятое отношение преподавателя к студенту, однако, в большинстве случаев, такой подход является более точным и правильным. О том, почему устный экзамен лучше тестов, я подробно расскажу в одной из следующих статей.
Заключение
В заключение, хотелось бы сказать, что Российская, или, наверное, правильно было бы сказать Советская система образования имеет место быть и при должном улучшении, исправлении ошибок, может стать, в принципе, идеальным подходом к обучению, однако, пока будет страдать организация учебного процесса и отношение к студентам, качество образования не улучшится.
Attribution-NonCommercial-NoDerivs
CC BY-NC-ND