Sunday, 25 June 2017


Pasted Graphic 4 copy.jpgШкольное и высшее образование стало чем-то естественным и неотъемлемым в наше время. Все работодатели требуют наличие диплома в качестве минимального требования для приема на работу. Однако, из-за такого массового стремления получить диплом, люди перестали понимать что же учёба на самом деле такое и как ее можно и нужно оценивать.

Каждый школьник сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо выбрать вуз и поступить в него. Основной критерий для поступления в вуз -- это, конечно же, оценка знаний. На момент написания статьи, такой оценкой знаний является ЕГЭ.


Как школьники готовятся к ЕГЭ? 


ЕГЭ представляет из себя обычный тест, включающий в себя задания с вариантами ответов и без них. Все задания имеют наперед заданную структуру и темы вопросов. В конечном итоге, весь экзамен сводится к зазубриванию всего, что можно и нельзя по тем темам, которые будут в тестах. Этот принцип работает для всех предметов: обществознание, математика, физика, история, английский, русский, и т.д. В таком случае школьники не углубляют свои знания в какие-то конкретные области и направления, которые именно им интересны, что сильно замедляет, а в большинстве случаев и вовсе останавливает их саморазвитие.

В качестве примера, можно рассмотреть экзамен по информатике. Те люди, которых интересует любой вид программирования: программирование игр, приложений в ВК, алгоритмы, различные парадигмы программирования или любой другой вид программирования, коих огромное количество, не смогут нормально сдать ЕГЭ по информатике, хотя в самой информатике они могут достаточно неплохо разбираться. Все это говорит об ограниченности оценки знаний и навязывании того мнения, что хорошие знания соответствуют хорошим оценкам.


Каким образом в наше время студенты готовятся к сессии?  


“Сессия” -- самое страшное и неприятное слово для студента. Подавляющее большинство студентов с ненавистью и печалью ждут эту часть семестра. В данном случае слово “ждут” было выбрано неспроста: в основном, студенты ничего не делают в течение семестра, или же делают по минимуму, а прямо перед сессией, или, как это часто бывает, за три дня до экзамена начинают читать, учить и разбирать материал, предназначенный на целый семестр. Конечно, от такой учебы толку почти никакого, и знаний после такой сессии у студентов обычно не остается.

Я надеюсь, что читатели понимают, что такой подход в корне не верен. Люди забыли, что значит усердно учиться, что основная цель всего процесса -- это не сдать сессию! Сессия, в большинстве своем -- это процесс, который позволяет студенту самому понять в чем его слабые стороны и улучшить их, и на объективную оценку знаний этот метод не претендует никоим образом.

Из всего вышесказанного следует, что многие люди считают, что если человек смог написать контрольную на отлично или прекрасно сдать сессию, то он очень умный и много учится для этого, но это, в большинстве случаев, совсем не так.

Я делаю упор на физико-математические специальности, т.к. я специализировался именно в них, однако для большинства экономических специальностей и менеджмента это также справедливо.

В большинстве случаев любая контрольная сводится к решению нескольких уравнений того или иного рода. Понять как решать эти уравнения не представляет особого труда (в большинстве случаев, но не всегда), для этого необходимо просто ходить на лекции и семинары. Намного труднее ответить на вопрос “почему эти уравнения решаются именно так?”. Т.е. намного сложнее и важнее вопросы, относящиеся к построению самой теории, самого процесса размышления. Именно эти вопросы я считаю самыми важными и учеба заключается в том, чтобы разобраться именно в строении разных теорий.  


Почему хорошая учеба отличается от получения хороших оценок


Причины, по которым хорошая учеба отличается от получения хороших оценок могут быть отнесены к следующим разделам:

  1. Уникальный темп работы;
  2. Качество работы профессоров и учителей;
  3. Образ мышления студента;
  4. Сдать намного легче, чем полностью разобраться.

Во-первых, каждый человек имеет свой уникальный темп развития, понимания и усваивания: то, что один студент делает за день, другой будет делать неделю. Поэтому строгие рамки при обучении могут сыграть очень злую шутку с некоторыми студентами (я лично отношусь к таким студентам). Однако, полностью исключать дедлайны тоже нельзя, так как они мотивируют студента заниматься дольше и усердней.

Во-вторых, в наше время преподаватели, в своём подавляющем большинстве, не могут и не хотят объяснять материал на нужном уровне. Очень часто бывает так, что преподаватель просто опускает некоторые очень важные моменты, которых сам не знает. В случае математики или физики непонимание одного нюанса ведет к непониманию всего раздела, так как все мысленные переходы логически связаны между собой. Если студент чего-то вдруг не понял, то вся последующая работа превращается в зазубривание без понимания того, что студент делает.

В-третьих, на учебу влияет то, как студент сам думает об учебе. В большинстве случаев это тот стиль мышления, который был вложен ему родителями или людьми близкого окружения. Так как сами родители не всегда понимают разницу между оценками и знаниями, то, конечно, единственный критерий, по которому можно хоть как-то судить об успеваемости студента -- это его оценки.

Последней причиной является то, что получить оценку, достаточную для сдачи экзамена намного проще, чем потратить недели, а то и месяцы на разбор нужного материала. Многие вещи в области математики, физики или информатики приходят со временем, для того, чтобы разобраться в них требуется прочитать различные ресурсы и точки зрения несколько раз, чтобы мозг привык к терминам, примерам и абстракциям. Только после этого студент сможет систематизировать и разобрать абстрактные или сильно зависимые между собой структуры.


Вывод


Настоящая учеба -- это не погоня за хорошими оценками, а погоня за знаниями: не всегда получается в чем то разобраться быстро, однако это не значит, что человек плохо учится.



Attribution-NonCommercial-NoDerivs 


CC BY-NC-ND